Воинский учет

Подписан Федеральный закон № 404-ФЗ от 31.07.2023, который вносит поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и ужесточает ответственность за несоблюдение обязанностей по воинскому учету. Закон вступит в силу 01.10.2023.

Основные изменения

1. Введен новый штраф по воинскому учету. С 01.10.2023 работодателей начнут штрафовать за неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки сотрудника, который подлежит призыву по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части. Ответственность может наступить и в случае, если компания не окажет содействие в организации таких оповещения и явки. Размер штрафа (Ст. 19.38 КоАП):

  • для организаций — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

2. Увеличены штрафы за непредоставление списка военнообязанных и за неоповещение о вызове по повестке. Работодатель обязан предоставит список граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в военкомат в установленные законодательством сроки.

С 05.08.2023 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 1211 от 25.07.2023. Новые правила устанавливают, что работодатели обязаны вручать работникам повестки лично не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке. Если работник откажется от получения повестки, повестка будет считаться врученной в день такого отказа. Работодатель обязан проинформировать об отказе военкомат: на повестке необходимо проставить отметки с датой отказа; должностью, подписью и ФИО лица, вручавшего повестку; с подписями и ФИО присутствовавших при этом свидетелей. Повестку с отказом необходимо направить в военкомат не позднее дня, назначенного для явки в военный комиссариат. Работодателей, которые не оповестят сотрудника о вызове в военкомат по повестке или не обеспечат своевременную явку, оштрафуют в повышенном размере. При этом повестка будет считаться врученной работнику по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток. Размеры штрафов (Ст. 21.1, Ст.21.2 КоАП):

  • для организаций — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

3. Увеличен штраф за несообщение о приеме/увольнении военнообязанного. Работодатель обязан сообщить в военкомат о приеме или увольнении военнообязанного в течение 5 дней со дня события (ранее этот срок составлял 2 недели). Сведения теперь нужно направлять не по запросам военкоматов, а по мере изменения сведений о сотрудниках (Постановление Правительства РФ № 1211 от 25.07.2023 вступило в силу 05.08.2023). Штрафовать за несообщение или нарушение сроков будут только руководителя или ответственного за воинский учёт в компании. Размер штрафа (ст. 21.4 КоАП):

  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

4. Штраф за неисполнение военно-транспортных обязанностей. Статья 19.25 КоАП «Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей» переименована в «Неисполнение военно-транспортных обязанностей», и штрафы по ней выросли в 50 раз.

Военно-транспортная обязанность распространяется: на органы власти, органы местного самоуправления, организации и граждан.

Размеры штрафов (ст. 19.25 КоАП):

  • для организаций — от 350 тыс. до 400 руб.;
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

5. Увеличены штрафы за нарушения обязанностей в сфере воинского учета военнообязанных граждан. Изменения касаются таких нарушений, как: неявка по повестке в военкомат без уважительной причины (ч.1 Ст. 21.5 КоАП), несообщение в военкомат об изменении семейного положения или переезде (ч.2 Ст. 21.5 КоАП), несообщение в военкомат о выезде из РФ (ч.3, ч.4 Ст. 21.5 КоАП), уклонение от медицинского обследования (Ст. 21.6 КоАП), умышленная порча или уничтожение документов воинского учета (Ст. 21.7 КоАП), неисполнение военно-транспортных обязанностей (Ст. 19.25 КоАП). Новые размеры штрафов для граждан составят от 1 тыс. до 30 тыс. руб.

В этой связи, работодателям необходимо своевременно привести в соответствие кадровые данные и начать взаимодействие с военкоматами.

Мы оказываем нашим клиентам услуги по постановке воинского учета "с нуля" и дальнейшему сопровождению.

Постановка воинского учета

Организациям, которые ранее не вели воинский учет совсем или вели его не в полном объеме, не стоят на учете в военном комиссариате и управе (администрации) мы предлагаем услугу постановки воинского учета.

  • Анализ уставных документов/ организационной структуры организации, определение места постановки на воинский учет, предварительный анализ возможности предоставления организации различных льгот (бронирование, отсрочка и пр.);
  • Взаимодействие с военным комиссариатом и управой/администрацией по месту фактического нахождения организации или ее юридического адреса;
  • Анализ списочного состава организации и определение военнообязанных работников, проверка полноты и корректности данных по ним;
  • Взаимодействие с военнообязанными работниками по вопросам постановки и ведения воинского учета (формирование необходимых рассылок и информационных памяток для персонала). Взаимодействие осуществляется напрямую с работниками или через ответственное лицо Заказчика;
  • Анализ имеющихся документов военнообязанных работников на предмет наличия в них ошибок/неточностей, наличия рисков для организации и пр.;
  • Формирование необходимых документов, защищающих интересы работодателя при постановке на воинский учет (акты об отказе в предоставлении работниками документов/уведомления о необходимости явки гражданина в военный комиссариат и пр.);
  • Внесение необходимых данных в учетную систему (Исполнителя или Заказчика);
  • Формирование необходимого пакета документов по воинскому учету для постановки в военный комиссариат и управу/администрацию (Карточка учета Организации (Форма №18), Приказ «О назначении ответственного лица за ведение воинского учета в организации» и пр.);
  • Выезды в военный комиссариат и управу/администрацию для постановки на воинский учет;
  • Формирование номенклатуры дел и картотеки документов воинского учета, формирование и заполнение необходимых журналов регистрации документов воинского учета и пр.);
  • Консультационное сопровождение Заказчика в рамках оказываемых услуг (устное и письменное).

Стоимость услуги

Стоимость услуги зависит от:

  • режима обслуживания;
  • количества военнообязанных;
  • выбора системы для ведения воинского учета (Исполнителя или Заказчика);
  • способа внесения данных в систему Заказчика (дистанционно или в офисе Заказчика);
  • необходимости прямого взаимодействия с работниками;
  • юридического и фактического адресов организации Заказчика (влияет на стоимость выездов Исполнителя в военный комиссариат и управу);
  • и ряда других параметров, которые определяются в процессе согласования условий обслуживания.

Сопровождение (аутсорсинг) воинского учета

Помимо постановки на воинский учет в военном комиссариате и управе (администрации) любой компании необходимо:

  • Вести учетную работу по военнообязанным работникам при приеме на работу, расторжении трудового договора, изменении должности/подразделения, изменении персональных данных;
  • Своевременно формировать уведомления в военные комиссариаты;
  • Вести обязательные учетные формы и номенклатуру;
  • Проводить ежегодную сверку по воинскому учету и подавать отчетность в военный комиссариат по месту постановки;

Состав услуги "Сопровождение воинского учета"

  • Проверка полноты и корректности данных работников, подлежащих воинскому учету при приеме на работу (проверка наличия и подлинности документов воинского учета, записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания и пр.);
  • Ведение всех необходимых данных по воинскому учету в учетной системе (Исполнителя или Заказчика);
  • Взаимодействие с военными комиссариатами и работниками, состоящими на воинском учете, при приеме, увольнении, изменениях у работников семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья (получении инвалидности), формирование уведомлений/извещений;
  • Формирование учетных форм (карточки по форме № 10 и пр.), картотеки документов воинского учета;
  • Формирование обязательной ежегодной и иной отчетности по запросу военных комиссариатов; проведение ежегодной сверки сведений о воинском учете;
  • Взаимодействие с военными комиссариатами (информирование об обнаруженных в документах воинского учета ошибках/неточностях, о работниках не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете);
  • Оповещение военнообязанных работников о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
  • Работа по разъяснению военнообязанным работникам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ (формирование необходимых рассылок и информационных памяток для персонала; формирование необходимых направлений в военный комиссариат для постановки на воинский учет);
  • Выезды специалиста Исполнителя в военный комиссариат и управу/администрацию;
  • Организация и проведение процедур бронирования и отсрочки.
  • Дистанционное сопровождение проверок и инспекций ведения воинского учета; взаимодействие с военными комиссариатами при поступлении различных запросов;
  • Организация и сопровождение деятельности в период мобилизации;
  • Консультационное сопровождение Заказчика в рамках оказываемых услуг (устное и письменное).